ГлавнаяО компанииПресса о насРоссийский журнал «Автомобиль» №2 за 1995 год

Российский журнал «Автомобиль» №2 за 1995 год

Banner
02.03.2006

Тундра опасливо насто­рожилась при виде странной машины. Бе­лая алюминиевая коробка на шести резиновых "бубликах". Еше один вездеход, который будет резать ее легко рани­мый верхний слой рубчаты­ми колеями.

Photo

Тундра опасливо насто­рожилась при виде странной машины. Бе­лая алюминиевая коробка на шести резиновых "бубликах". Еше один вездеход, который будет резать ее легко рани­мый верхний слой рубчаты­ми колеями. С высоты птичь­его полета будет казаться, что кто-то невидимый и безжа­лостный исполосовал тело тундры плетью. Рубцы от та­кого "наказания цивилизаци­ей" не затянутся ни завтра и ни через год, ни даже через сотню лет - просто постепен­но расползутся в болото, ко­торому останется гнить да гнить.

Но Белый Вездеход ка­тил, и его резиновые "буб­лики" как-то по-кошачьи перетекали через кочки, ли­шайник, не оставляя колеи. Удивленно выпрямлялась тундровая травка, поднимал голову лишайник. Я уже был наслышан об этом удивитель­ном свойстве Белого Везде­хода, знал, что называется он "Трэкол" (транспортер эко­логически безвредный), но одно - слышать, другое - ви­деть. Я видел, и это убеждало.

Для большей остроты впечатления инженер-испы­татель, словно полено в огонь, сунул под колесо руку. Все три потоптались по ней. Рука стала грязной, но и только!

Удельное давление на грунт - всего от 10 до 30 ки-лопаскалей, то есть - от 0,1 до 0,3 кГс/см\ Среднего веса взрослый человек оказывает сапожищами давление на здешнюю почву втрое большее.

Шины "Трэкола" значи­тельного сечения: наружный диаметр 1300 мм, ширина профиля 630 мм. Они беска­мерные, и давление внутри них очень небольшое, всего 0,08 кГс/см\ Поэтому они не уплотняют даже самый сла­бый грунт, не ломают стеблей растений, не сдвигают верхний слой почвы - просто обвола­кивают их. Эти новые шины низкого давления разработаны фирмой "Трэ­кол" и изготовлены Днепро­петровским шинным заво­дом. Без них не было бы "Трэкола". Потому что он, собственно, и сконструиро­ван вокруг них, и без них ос­тавался бы просто макетом, представляющим новую идею.

Эксперименты с супер­шинами велись издавна. Еще в декабре 1932 года в пробеге Москва - Севасто­поль - Москва испытыва-лись отечественные опытные шины "Сверхбаллон" разме­ром 800x250 мм, накачанные воздухом под давлением 0,6 -0,7 кГс/см:. Позже, сорок лет назад, американская фирма "Ле-Турно" эксперимен­тировала с внедорожным транспортером "Сноу-Баг­ги" на шинах размером 3050x1220 мм с внутренним давлением 0,28-0,35 кГс/см\ В результате фирма "Трэкол" на основании многолетних исследований пришла к идее создания очень эластичных тонкостенных шин сверхнизкого давления и разместила заказ на Днепропетровском шинном заводе. И не только "Трэкол" реальностью стал, но и "Нива-Бронто" (ВАЗ-1922) - вездеход, опираю­щийся на концепцию "Трэ­кол".

Кроме малого удельного давления на поверхность зе­мли наши шины, которые со­держат большой объем возду­ха, обеспечивают машине достаточную плавучесть. Пе­редвижение на плаву возмож­но (правда, с очень неболь­шой скоростью) благодаря гребному эффекту, который создают вращающиеся веду­щие колеса. Опытный обра­зец трехосного вездехода "Трэкол" имеет грузоподъем­ность 800 килограммов. Та­кая машина с полной нагруз­кой весит около 2,4 тонны -примерно столько же, что и известный джип УАЗ-469, ко­торый берет на борт двух че­ловек и 600 килограммов гру­за. Но ульяновский джип безжалостно, как и другие ко­лесные и гусеничные везде­ходы, разрушает верхний слой грунта. Поэтому, в част­ности, "Надымгазпром" не устраивали УАЗ-469 в качест­ве патрульных машин на строительстве газопроводов, но высокая проходимость и эко­логическое дружелюбие "Трэ-кола" привлекли сразу же. Последовал заказ, и уже из­готовлены семь экземпляров этого удивительного транс­портера, которому (без этого как-то не принято) присвоен индекс "3928".

Итак, модель "3928". Она полноприводная, причем привод на третью пару колес

-  отключаемый. Силовой аг­регат - двигатель с коробкой передач и главной передачей

-  установлен не в передней части кузова, а в средней. Он взят от ВАЗ-21083 и располо­жен не поперек, а вдоль ку­зова. Вместо одной из полу­осей - карданный вал, веду­щий к раздаточной (двухсту­пенчатой) коробке от "Нивы", а уж она соединяет­ся карданными валами с пе­редним и средним ведущими мостами. Вместо другой по­луоси - вал ко второй "раз-датке" (тоже от "Нивы"), ко-' торая карданным валом соединяется с третьим веду­щим мостом. Все три моста от УАЗ-469.

С помощью второй "раз-датки" можно отключать тре­тий ведущий мост, тогда как первый и второй являются постоянно ведущими, и встроенный в первую "раз-датку" серийный межосевой дифференциал "Нивы" мо­жет быть заблокирован води­телем. Дифференциал в глав­ной передаче заблокирован навечно. Возможно движение с включенным только тре­тьим ведущим мостом.

Но вот вопрос: зачем нужны два межосевых диф­ференциала? Второй никак не влияет на повышение про­ходимости, а рычагов у води­теля и без того хоть отбавляй. Их четыре: для основной ко­робки, по одному для каждой "раздатки" и еще для блоки­ровки межосевого диффе­ренциала.

На "Трэколе-3928" - не­сущий клепаный дюралюми­ниевый кузов. Он жесткий, легкий и (интересная подроб­ность) не создает помех для приема и передачи радиосиг­налов, что весьма важно для экипажа, находящегося по­рой в сотнях километров от жилья. Внутри кузов не име­ет "люксной" отделки и, как говорят в народе, "наворо­тов". Но он оснащен люком в крыше, хорошей теплоизоля­цией и эффективным отопителем. Водитель в кузове си­дит не слева, а по центру. Обзорность у него прекрас­ная - глаза водителя находят­ся на высоте около 2 метров над дорогой.

"Трэкол" может быть чи­сто пассажирским автомоби­лем - восемь мест, включая водителя. Или же грузопас­сажирским. В этом случае в кабине имеются четыре мес­та плюс грузовая платформа на 800 килограммов.

Машина всюду идет плавно, на асфальте широкие шины слегка "чавкают", для "Трэкола" стихия - бездоро­жье. Поэтому - в болото, на проселок!

И тут надо сразу сказать, что гидроусилителя у машины нет, и "ворочать рулем" (при широких-то шинах!) совсем нелегко. Вылезти из глубокой колеи машине не так-то просто.

Но по песку, топи, жид­кой грязи "Трэкол" идет игра­ючи. Во время моей поездки снега не было, но рассказыва­ют, что когда вездеход испы­тывали в Якутии зимой, где шестиколесные "Уралы" бы­стро увязли в снежной цели­не, "Трэкол" полз, полз и полз...

Если говорить о шинах, то им не страшны сучья или корни деревьев, даже острые пеньки срубленного кустар­ника. Трава, низкорослая рас­тительность после того, как их погладит своими шинами Белый Вездеход, спокойно поднимаются, словно выле­зают из окопов.

По болотцу машина "шлепает" как посуху - где-то до уровня ступиц погружа­ется она в темную стоячую воду, при удобном случае от­талкиваясь своими резиновы­ми "лаптями" от любого бугор­ка. Потом из болотца - на сушь. Небольшой холмик ма­шина берет без труда. Где-то мне попался осклизлый за­тяжной подъем. Одно колесо средней оси забуксовало ­встали три других. Включил задней раздаткой третий мост - схватил, проехал немного, и та же история. Заблокиро­вал межосевой дифференци­ал и осторожно (газку пома­лу, помалу) пополз вперед.

Увлекшись манипулиро­ванием рычагами, не заметил валун, который залез под ко­леса. Валун был солидных размеров, и я с замиранием ждал, когда он царапнет по алюминиевому днищу. Не до­ждался. Потому что дорож­ный просвет "Трэкола" -почти 420 миллиметров.

"Трэкол" - машина уди­вительная, но пока дорогая. Ее цена на сегодня около 35 тысяч долларов. Но спрос уже есть. В свое время одну про­дали в Якутию, и слух о ее за­мечательной проходимости пополз вдоль Полярного кру­га. "Газпром" - основной по­требитель, он же инициатор постройки Белых Вездеходов. Но, кроме него, наверное, та­кие транспортеры были бы небезынтересны Министер­ству по чрезвычайным ситу­ациям, геологам, нефтя­никам.

Когда модель "3928" экс­понировалась на междуна­родном автомобильном сало­не в Москве, к выставочному образцу подошел один из отечественных нуворишей. Перебрав пачку долларового "нала", справился о цене, удовлетворенно кивнул голо­вой: "Идет".

-  А для чего она вам? -полюбопытствовал стендист.

-  Для охоты по камышам на уток. Знаете, сразу видно, что это "вот такая машина!"

Но машина еще сырова­та, хотя и совершенствуется от образца к образцу. Впере­ди - мелкосерийный выпуск. Интерес к Белому Вездеходу есть, и, думаю, спрос на него будет. И немалый.

Относительно простой автомобиль, базирующийся на апробиро­ванных серийных узлах, с точки зрения саморемонта и самообслужи­вания (без ориентации на СТО), в условиях глубинки имеет серьезные преимущества. Его проходимость, относительная простота управле­ния, известная универсальность и ориентированность на широко рас­пространенные расходные материалы также заслуживают высшей оцен­ки - 5 баллов.
      7.Пригодность к российским условиям эксплуатации - 5 баллов.
В комплексе по этой категории оценок автомобиль может быть оценен в 3 балла.
Хотя машина и обладает запасом плавучести, на борту должны быть предусмотрены места для спасательных кругов, надувной лодки, багров.
на грунт. Однако с экологической точки зрения желательно оснастить машину той или иной формой противобуксовочной системы, которая при преодолении препятствий могла бы предотвращать срыв грунтозаце-пами шин верхнего слоя почвы.
       Главнейшее достоинство автомобиля - малое удельное давление

       6.Безопасность и экологическая чистота - 3 балла.
Автомобиль изготовлен применительно к условиям холодного кли­мата, где главнейший элемент комфорта - поддержание в салоне нуж­ного теплового режима. Эргономика и конструкция сидений удовле­творительны и могут быть оценены скорее как спартанские. Видимо, в салоне нужно предусмотреть средства радиосвязи или оснащать ими машину за дополнительную плату. В итоге комфортабельность может быть оценена в 2 балла.
      5.Комфортабельность - 2 балла.
Полезно наличие люка в крыше, но, наверное, необходимы также эффективные устройства, препятствующие обмерзанию стекол каби­ны. Желательна установка за дополнительную плату навигационного оборудования - для движения в удаленных от жилья районах. Сложен доступ к жизненно важным элементам двигателя. Общая оценка удоб­ства пользования - 2 балла.
Для эффективного использования автомобиля необходимы спе­циальные инструктаж и обучение. На первых порах это допустимо, но при широком распространении "Трэколов" в их конструкцию полезно бы­ло бы ввести автоматические устройства или узлы.
Существенный недостаток - отсутствие усилителя в рулевом уп­равлении. Широкие шины с большим пятном контакта требуют очень боль­ших усилий, которые водителю приходится прикладывать к рулевому ко­лесу. При попадании автомобиля в глубокую колею водитель не в состоянии заставить его выйти из нее.
Посадка-высадка пассажиров и погрузка-выгрузка поклажи за­труднены по причине значительной высоты над грунтом порогов две­рей и бортов грузовой платформы. Возможно, откидные лестницы или трапы (аппарели) помогли бы устранить указанное неудобство.
      4.Удобство пользования - 2 балла.
Плавность работы подвески и комфортабельность езды довольно хорошие. По проходимости автомобиль заслуживает высокой оценки. Динамические показатели применительно к назначению машины не имеют решающего значения. По совокупности ходовые качества оце­ниваются в 4 балла.
      3.Ходовые качества - 4 балла.
В целом комплекс технических решений, примененных на "Трэко-ле", позволил создать машину действительно высокой проходимости для специфических условий бездорожья. Техническое совершенство автомобиля может быть оценено в 3 балла.
Вероятно, непрерывный поток тягового усилия, передаваемый на ведущие колеса, способствовал бы не только дальнейшему улучшению проходимости, но и смог бы сократить риск буксования колес, неиз­бежный при ступенчатой механической коробке передач. В этом смыс­ле желательны гидромеханическая коробка передач и противобуксовочная система. К сожалению, из готовых узлов, выпускаемых отечественной промышленностью, ничего подходящего нет.
На машине оригинально скомпонованы силовая установка и узлы трансмиссии, которые заимствованы (в целях удешевления) от серий­ных моделей ВАЗ и УАЗ. Нестереотипные инженерные решения выгод­но выделяют конструкцию "Трэкола" среди других автомобилей повы­шенной проходимости.
Представляет интерес конструкция несущего дюралюминиевого кузова, хотя в деталях он требует доработки.
Автомобиль оснащен широкопрофильными шинами очень низко­го давления оригинальной конструкции. Аналогичных зарубежных кон­струкций, ориентированных на серийное производство, не существу­ет. Монтаж на колесе шины достаточно трудоемок: она фиксируется на ободе съемным кольцом с множеством гаек. Силовой диапазон транс­миссии скорее всего недостаточно широк, поскольку используются ко­робка передач и "раздатки" от уже выпускаемых моделей.
       2.Техническое совершенство - 3 балла.
Интегральная оценка машины по этому параметру - 5 баллов.
Салон хорошо утеплен и оснащен эффективным отоплением на случай работы в условиях холодного климата. Но двигатель не осна­щен устройством для нейтрализации отработавших газов. Грузовое по­мещение имеет довольно большую погрузочную высоту.
Автомобиль в то же время вполне оборудован для движения и по дорогам общего назначения. Его габарит по ширине не превышает ме­ждународной предельной величины в 2500 мм. Центральное располо­жение места водителя и его высокая посадка (голова на уровне 2000 мм над грунтом) обеспечивают прекрасную обзорность.
Машина скорее заслуживает наименования "вездеход", чем авто­мобиль повышенной проходимости. Она плавает, движется по слабым грунтам (жидкая грязь, песок, снег), имеет весьма большой дорожный просвет, оснащена лебедкой и создает очень незначительное давле­ние на грунт. Последнее обстоятельство с точки зрения экологии пред­ставляется решающим: поверхностный слой почвы при движении по нему машин типа "Трэкол" не разрушается, что особенно важно при движении по тундре.
1. Приспособленность машины к выполнению ее прямых функций - 5 баллов.
      24 балла из 35 возможных 
(по пятибалльной шкале оценок)
Экспертная оценка "Трэкола" журналом "Автомобиль"