Российский журнал «Автомобиль» №2 за 1995 год
Тундра опасливо насторожилась при виде странной машины. Белая алюминиевая коробка на шести резиновых "бубликах". Еше один вездеход, который будет резать ее легко ранимый верхний слой рубчатыми колеями. С высоты птичьего полета будет казаться, что кто-то невидимый и безжалостный исполосовал тело тундры плетью. Рубцы от такого "наказания цивилизацией" не затянутся ни завтра и ни через год, ни даже через сотню лет - просто постепенно расползутся в болото, которому останется гнить да гнить.
Но Белый Вездеход катил, и его резиновые "бублики" как-то по-кошачьи перетекали через кочки, лишайник, не оставляя колеи. Удивленно выпрямлялась тундровая травка, поднимал голову лишайник. Я уже был наслышан об этом удивительном свойстве Белого Вездехода, знал, что называется он "Трэкол" (транспортер экологически безвредный), но одно - слышать, другое - видеть. Я видел, и это убеждало.
Для большей остроты впечатления инженер-испытатель, словно полено в огонь, сунул под колесо руку. Все три потоптались по ней. Рука стала грязной, но и только!
Удельное давление на грунт - всего от 10 до 30 ки-лопаскалей, то есть - от 0,1 до 0,3 кГс/см\ Среднего веса взрослый человек оказывает сапожищами давление на здешнюю почву втрое большее.
Шины "Трэкола" значительного сечения: наружный диаметр 1300 мм, ширина профиля 630 мм. Они бескамерные, и давление внутри них очень небольшое, всего 0,08 кГс/см\ Поэтому они не уплотняют даже самый слабый грунт, не ломают стеблей растений, не сдвигают верхний слой почвы - просто обволакивают их. Эти новые шины низкого давления разработаны фирмой "Трэкол" и изготовлены Днепропетровским шинным заводом. Без них не было бы "Трэкола". Потому что он, собственно, и сконструирован вокруг них, и без них оставался бы просто макетом, представляющим новую идею.
Эксперименты с супершинами велись издавна. Еще в декабре 1932 года в пробеге Москва - Севастополь - Москва испытыва-лись отечественные опытные шины "Сверхбаллон" размером 800x250 мм, накачанные воздухом под давлением 0,6 -0,7 кГс/см:. Позже, сорок лет назад, американская фирма "Ле-Турно" экспериментировала с внедорожным транспортером "Сноу-Багги" на шинах размером 3050x1220 мм с внутренним давлением 0,28-0,35 кГс/см\ В результате фирма "Трэкол" на основании многолетних исследований пришла к идее создания очень эластичных тонкостенных шин сверхнизкого давления и разместила заказ на Днепропетровском шинном заводе. И не только "Трэкол" реальностью стал, но и "Нива-Бронто" (ВАЗ-1922) - вездеход, опирающийся на концепцию "Трэкол".
Кроме малого удельного давления на поверхность земли наши шины, которые содержат большой объем воздуха, обеспечивают машине достаточную плавучесть. Передвижение на плаву возможно (правда, с очень небольшой скоростью) благодаря гребному эффекту, который создают вращающиеся ведущие колеса. Опытный образец трехосного вездехода "Трэкол" имеет грузоподъемность 800 килограммов. Такая машина с полной нагрузкой весит около 2,4 тонны -примерно столько же, что и известный джип УАЗ-469, который берет на борт двух человек и 600 килограммов груза. Но ульяновский джип безжалостно, как и другие колесные и гусеничные вездеходы, разрушает верхний слой грунта. Поэтому, в частности, "Надымгазпром" не устраивали УАЗ-469 в качестве патрульных машин на строительстве газопроводов, но высокая проходимость и экологическое дружелюбие "Трэ-кола" привлекли сразу же. Последовал заказ, и уже изготовлены семь экземпляров этого удивительного транспортера, которому (без этого как-то не принято) присвоен индекс "3928".
Итак, модель "3928". Она полноприводная, причем привод на третью пару колес
- отключаемый. Силовой агрегат - двигатель с коробкой передач и главной передачей
- установлен не в передней части кузова, а в средней. Он взят от ВАЗ-21083 и расположен не поперек, а вдоль кузова. Вместо одной из полуосей - карданный вал, ведущий к раздаточной (двухступенчатой) коробке от "Нивы", а уж она соединяется карданными валами с передним и средним ведущими мостами. Вместо другой полуоси - вал ко второй "раз-датке" (тоже от "Нивы"), ко-' торая карданным валом соединяется с третьим ведущим мостом. Все три моста от УАЗ-469.
С помощью второй "раз-датки" можно отключать третий ведущий мост, тогда как первый и второй являются постоянно ведущими, и встроенный в первую "раз-датку" серийный межосевой дифференциал "Нивы" может быть заблокирован водителем. Дифференциал в главной передаче заблокирован навечно. Возможно движение с включенным только третьим ведущим мостом.
Но вот вопрос: зачем нужны два межосевых дифференциала? Второй никак не влияет на повышение проходимости, а рычагов у водителя и без того хоть отбавляй. Их четыре: для основной коробки, по одному для каждой "раздатки" и еще для блокировки межосевого дифференциала.
На "Трэколе-3928" - несущий клепаный дюралюминиевый кузов. Он жесткий, легкий и (интересная подробность) не создает помех для приема и передачи радиосигналов, что весьма важно для экипажа, находящегося порой в сотнях километров от жилья. Внутри кузов не имеет "люксной" отделки и, как говорят в народе, "наворотов". Но он оснащен люком в крыше, хорошей теплоизоляцией и эффективным отопителем. Водитель в кузове сидит не слева, а по центру. Обзорность у него прекрасная - глаза водителя находятся на высоте около 2 метров над дорогой.
"Трэкол" может быть чисто пассажирским автомобилем - восемь мест, включая водителя. Или же грузопассажирским. В этом случае в кабине имеются четыре места плюс грузовая платформа на 800 килограммов.
Машина всюду идет плавно, на асфальте широкие шины слегка "чавкают", для "Трэкола" стихия - бездорожье. Поэтому - в болото, на проселок!
И тут надо сразу сказать, что гидроусилителя у машины нет, и "ворочать рулем" (при широких-то шинах!) совсем нелегко. Вылезти из глубокой колеи машине не так-то просто.
Но по песку, топи, жидкой грязи "Трэкол" идет играючи. Во время моей поездки снега не было, но рассказывают, что когда вездеход испытывали в Якутии зимой, где шестиколесные "Уралы" быстро увязли в снежной целине, "Трэкол" полз, полз и полз...
Если говорить о шинах, то им не страшны сучья или корни деревьев, даже острые пеньки срубленного кустарника. Трава, низкорослая растительность после того, как их погладит своими шинами Белый Вездеход, спокойно поднимаются, словно вылезают из окопов.
По болотцу машина "шлепает" как посуху - где-то до уровня ступиц погружается она в темную стоячую воду, при удобном случае отталкиваясь своими резиновыми "лаптями" от любого бугорка. Потом из болотца - на сушь. Небольшой холмик машина берет без труда. Где-то мне попался осклизлый затяжной подъем. Одно колесо средней оси забуксовало встали три других. Включил задней раздаткой третий мост - схватил, проехал немного, и та же история. Заблокировал межосевой дифференциал и осторожно (газку помалу, помалу) пополз вперед.
Увлекшись манипулированием рычагами, не заметил валун, который залез под колеса. Валун был солидных размеров, и я с замиранием ждал, когда он царапнет по алюминиевому днищу. Не дождался. Потому что дорожный просвет "Трэкола" -почти 420 миллиметров.
"Трэкол" - машина удивительная, но пока дорогая. Ее цена на сегодня около 35 тысяч долларов. Но спрос уже есть. В свое время одну продали в Якутию, и слух о ее замечательной проходимости пополз вдоль Полярного круга. "Газпром" - основной потребитель, он же инициатор постройки Белых Вездеходов. Но, кроме него, наверное, такие транспортеры были бы небезынтересны Министерству по чрезвычайным ситуациям, геологам, нефтяникам.
Когда модель "3928" экспонировалась на международном автомобильном салоне в Москве, к выставочному образцу подошел один из отечественных нуворишей. Перебрав пачку долларового "нала", справился о цене, удовлетворенно кивнул головой: "Идет".
- А для чего она вам? -полюбопытствовал стендист.
- Для охоты по камышам на уток. Знаете, сразу видно, что это "вот такая машина!"
Но машина еще сыровата, хотя и совершенствуется от образца к образцу. Впереди - мелкосерийный выпуск. Интерес к Белому Вездеходу есть, и, думаю, спрос на него будет. И немалый.
Относительно простой автомобиль, базирующийся на апробированных серийных узлах, с точки зрения саморемонта и самообслуживания (без ориентации на СТО), в условиях глубинки имеет серьезные преимущества. Его проходимость, относительная простота управления, известная универсальность и ориентированность на широко распространенные расходные материалы также заслуживают высшей оценки - 5 баллов.
7.Пригодность к российским условиям эксплуатации - 5 баллов.
В комплексе по этой категории оценок автомобиль может быть оценен в 3 балла.
Хотя машина и обладает запасом плавучести, на борту должны быть предусмотрены места для спасательных кругов, надувной лодки, багров.
на грунт. Однако с экологической точки зрения желательно оснастить машину той или иной формой противобуксовочной системы, которая при преодолении препятствий могла бы предотвращать срыв грунтозаце-пами шин верхнего слоя почвы.
Главнейшее достоинство автомобиля - малое удельное давление
6.Безопасность и экологическая чистота - 3 балла.
Автомобиль изготовлен применительно к условиям холодного климата, где главнейший элемент комфорта - поддержание в салоне нужного теплового режима. Эргономика и конструкция сидений удовлетворительны и могут быть оценены скорее как спартанские. Видимо, в салоне нужно предусмотреть средства радиосвязи или оснащать ими машину за дополнительную плату. В итоге комфортабельность может быть оценена в 2 балла.
5.Комфортабельность - 2 балла.
Полезно наличие люка в крыше, но, наверное, необходимы также эффективные устройства, препятствующие обмерзанию стекол кабины. Желательна установка за дополнительную плату навигационного оборудования - для движения в удаленных от жилья районах. Сложен доступ к жизненно важным элементам двигателя. Общая оценка удобства пользования - 2 балла.
Для эффективного использования автомобиля необходимы специальные инструктаж и обучение. На первых порах это допустимо, но при широком распространении "Трэколов" в их конструкцию полезно было бы ввести автоматические устройства или узлы.
Существенный недостаток - отсутствие усилителя в рулевом управлении. Широкие шины с большим пятном контакта требуют очень больших усилий, которые водителю приходится прикладывать к рулевому колесу. При попадании автомобиля в глубокую колею водитель не в состоянии заставить его выйти из нее.
Посадка-высадка пассажиров и погрузка-выгрузка поклажи затруднены по причине значительной высоты над грунтом порогов дверей и бортов грузовой платформы. Возможно, откидные лестницы или трапы (аппарели) помогли бы устранить указанное неудобство.
4.Удобство пользования - 2 балла.
Плавность работы подвески и комфортабельность езды довольно хорошие. По проходимости автомобиль заслуживает высокой оценки. Динамические показатели применительно к назначению машины не имеют решающего значения. По совокупности ходовые качества оцениваются в 4 балла.
3.Ходовые качества - 4 балла.
В целом комплекс технических решений, примененных на "Трэко-ле", позволил создать машину действительно высокой проходимости для специфических условий бездорожья. Техническое совершенство автомобиля может быть оценено в 3 балла.
Вероятно, непрерывный поток тягового усилия, передаваемый на ведущие колеса, способствовал бы не только дальнейшему улучшению проходимости, но и смог бы сократить риск буксования колес, неизбежный при ступенчатой механической коробке передач. В этом смысле желательны гидромеханическая коробка передач и противобуксовочная система. К сожалению, из готовых узлов, выпускаемых отечественной промышленностью, ничего подходящего нет.
На машине оригинально скомпонованы силовая установка и узлы трансмиссии, которые заимствованы (в целях удешевления) от серийных моделей ВАЗ и УАЗ. Нестереотипные инженерные решения выгодно выделяют конструкцию "Трэкола" среди других автомобилей повышенной проходимости.
Представляет интерес конструкция несущего дюралюминиевого кузова, хотя в деталях он требует доработки.
Автомобиль оснащен широкопрофильными шинами очень низкого давления оригинальной конструкции. Аналогичных зарубежных конструкций, ориентированных на серийное производство, не существует. Монтаж на колесе шины достаточно трудоемок: она фиксируется на ободе съемным кольцом с множеством гаек. Силовой диапазон трансмиссии скорее всего недостаточно широк, поскольку используются коробка передач и "раздатки" от уже выпускаемых моделей.
2.Техническое совершенство - 3 балла.
Интегральная оценка машины по этому параметру - 5 баллов.
Салон хорошо утеплен и оснащен эффективным отоплением на случай работы в условиях холодного климата. Но двигатель не оснащен устройством для нейтрализации отработавших газов. Грузовое помещение имеет довольно большую погрузочную высоту.
Автомобиль в то же время вполне оборудован для движения и по дорогам общего назначения. Его габарит по ширине не превышает международной предельной величины в 2500 мм. Центральное расположение места водителя и его высокая посадка (голова на уровне 2000 мм над грунтом) обеспечивают прекрасную обзорность.
Машина скорее заслуживает наименования "вездеход", чем автомобиль повышенной проходимости. Она плавает, движется по слабым грунтам (жидкая грязь, песок, снег), имеет весьма большой дорожный просвет, оснащена лебедкой и создает очень незначительное давление на грунт. Последнее обстоятельство с точки зрения экологии представляется решающим: поверхностный слой почвы при движении по нему машин типа "Трэкол" не разрушается, что особенно важно при движении по тундре.
1. Приспособленность машины к выполнению ее прямых функций - 5 баллов.
24 балла из 35 возможных
(по пятибалльной шкале оценок)
Экспертная оценка "Трэкола" журналом "Автомобиль"