Журнал Сафари № 2(25) 2004 год
Кто из охотников и рыболовов, сгибаясь в пути под тяжестью рюкзака или «упершись» на внедорожнике в доступные ему пределы проходимости, хотя бы раз не мечтал о транспорте по-настоящему вездеходном и внесезонном? О машине, способной идти по болотам, глубокому рыхлому снегу, преодолевать водные преграды и россыпи крупных камней? А раз уж так разгулялась фантазия, то почему бы ей не быть еще и пригодной для ночевки, и экономичной, и... Мечтать так мечтать! Впрочем, что толку от мечтаний? Печке, на которой рассекал Емеля, место только в сказке…
Создали эту сказку на НПФ «ТРЭКОЛ».
Не скрою, увидев машину на выставке «Охота и рыболовство на Руси» в Москве и слушая перечисление ее достоинств, воспринимал информацию со значительной поправкой на ее рекламный характер. А когда представилась возможность испытать эту технику в деле самому, сразу же согласился, не без умысла загнать ее в такие условия, где производители будут просто вынуждены поднять руки и. что называется в спорте, «выбросить полотенце», досрочно прекратив испытания и признав, что созданное ими не совсем вездеход.
И вот два плавающих «проходимца». «ТРЭКОЛ-3929Ь и «ТРЭКОЛ-39041», перед нами. Первая модель трехосная — оригинальная разработка научно-производственной фирмы. Вторая двухосная, созданная на базе «УАЗ-31514». Аббревиатура ТРЭКОЛ расшифровывается просто — транспорт экологический. Так называется и научно-производственная фирма, и ее вездеходы болотоходы.
Если немного заглянуть в историю появления на свет этих машин, то обнаружится, что идея их создания появилась около двадцати лет назад. Тогда группа энтузиастов из бывших сотрудников Научно-исследовательского автомобильно-моторного института (НАМИ) и Научно-исследовательского института шинной промышленности (НИИШП) занялась созданием шины сверхнизкого давления и вездехода на базе таких шин. Такой вездеход мог составить альтернативу широко распространенным гусеничным, которые менее комфортны, менее экономичны и уродуют поверхностные слои почвы. Значительный толчок этой работе дали результаты конкурса самодельных вездеходов на автомобильных камерах, которые в разное время проводились в городах Надыме, Архангельске, Ярославле и других. Проведение и методическое обеспечение этих конкурсов осуществлялось силами специалистов фирмы «ТРЭКОЛ».
Со временем стараниями фирмы на свет появилось новое колесо, затем был создан и первый трехосный вездеход. Разработкой сразу же заинтересовался «Газпром» и заказал несколько машин для своих нужд. Затем эти машины стали заказывать и другие организации, а также частные лица — все, кому нужны настоящие вездеходы. На сегодняшний день более трехсот таких машин работают в самых различных регионах России.
В 1997 году конструкторам НПФ уже рынок предъявил свои требования: была поставлена задача создания не менее проходимой, но более дешевой машины, большая часть деталей которой была бы от отечественных автомобилей. В результате в 1998 году на свет появилась двухосная машина с кузовом от «УАЗ-469». Она оказалась дешевле первой модели более чем в два раза. Сегодня больше сотни таких машин нашли своих потребителей — от правоохранительных органов в труднодоступных районах до частных лиц — рыбаков, охотников, любителей путешествий.
Основываясь на этих двух базовых моделях, НПФ производит их в ряде модификаций. Шинами сверхнизкого давления «ТРЭКОЛ» комплектует серийно выпускаемые «Нива-Марш» и разрабатываемые «Сталкер» и «Викинг». Срок изготовления машины на заказ с установкой дополнительного оборудовании занимает не более шести недель. Каждый месяц из сборочного цеха фирмы выходит десяток вездеходов.
Но хватит лирики, пора в путь.
Мягко качнувшись, вездеходы выезжают из ворот НПФ и берут курс на север. На Ярославском шоссе наши машины с гигантскими колесами, возвышающиеся над легковушками почти на два метра сразу привлекают внимание пешеходов, водителей и их пассажиров, особенно пассажирок. Что там ни говори, а размер для них, похоже, имеет все-таки первостепенное значение.
Рекомендуемая скорость для «ТРЭКОЛов» по твердым покрытиям — 70 км/ч. Можно ехать и быстрее, но вездеходы созданы для других целей, и асфальт для них — не родная стихия, а вынужденная необходимость. Несмотря на это, обе машины реально вписываются в режим трассы и иногда даже кое-кого обгоняют.
На место приезжаем затемно, но нас ждут и уют гостеприимства, и вкусный ужин. Похоже, останавливаться на базе «Биосфера» во время выездов для тестирования техники в условиях рыбалки и охоты становится у нас доброй традицией.
На рассвете выходим на вездеходах в море. Так местные жители называют своего основного кормильца — Рыбинское водохранилище. Наши надежды на то, что здесь, как в Подмосковье, вовсю бушует весна, не оправдались. Ни широких заберегов с выступившей водой, ни широких трещин. По покрытым снегом песчаным буграм островов и ровному, как каток, льду машины летят, словно по асфальту.
Наметанный взгляд представителя фирмы «ТРЭКОЛ» Игоря Брынзова среди следов снегоходов и самодельных вездеходов сразу выделяет «свой» след, явно принадлежащий колесам «ТРЭКОЛа». След свежий и уходит в море. Оказывается, и здесь кто-то уже ездит на одном из этих вездеходов.
До первого клевого места в пяти километрах от поселка мы доезжаем всего за несколько минут. Казалось, местных рыбаков трудно удивить какой-либо вездеходной техникой. По этой части они и сами большие мастера — раскатывают по льду и снегу на вездеходах с рамами от мотоциклов и чего-то еще, на больших колесах, сделанных из камер и защищающего их корда. Но наши вездеходы «аборигены» внимательно осматривают, задают вопросы, заглядывают под днище. Не иначе, как собираются что-то из разработок конструкторов использовать на свой лад. Узнав, что эти машины не только не тонут, но и ходят по воде, а с помощью лебедки могут взбираться с воды на лед, кое-кто качает головой в удивлении, а кто-то в недоверии.
Высадив часть наших рыбаков, пожелавших остаться здесь и половить клевавшего на крупные мормышки и балансиры мелкого родственника судака — берша, отправляемся дальше.
В двухосном вездеходе, как и в «уазике», пять мест. Но от «УАЗа» в нем, похоже, остался только салон. Все остальное так или иначе переделано, приспособлено, заменено деталями и узлами от других отечественных машин и единичными деталями и узлами собственного производства. Примерно то же и на трехосном. Свой кузов, мосты, система охлаждения двигателя, колеса, а остальное — из деталей серийно выпускаемых автомобилей. Только посадочных мест на нем восемь. Кроме сиденья водителя, расположенного по центру, три места за ним и уютный салон со столом, мягкими сиденьями, автономным отопителем и дополнительным оборудованием, устанавливаемым по желанию заказчика.
Легко преодолевая небольшие торосы, доезжаем до островов. По пути к следующему месту ловли, к сожалению, открытой воды и трещин с разводьями не попадается. Но есть другие препятствия и преграды. Двигаясь вдоль берега водохранилища, идем по обширным, заросшим кустами и лесом, бугристым островам. Удивительно приятное ощущение — легко идти по глубокому снегу, не рассматривая кусты в качестве препятствия, легко взбираться на заснеженные и песчаные горки. Подобная проходимость доступна, наверное, лишь гусеничной технике. Но не надо забывать о том. какой там расход топлива и что гусеницы оставляют за собой. За нами же кусты ивняка разгибались с такой легкостью, будто их просто прижали к земле рукой. И это понятно: ведь давление в шинах «ТРЭКОЛов» 0,1-0,12 кг/см-. А расход топлива по бездорожью у обеих машин сейчас в пределах 20-25 литров на сто километров.
Миновав острова, выходим к берегу и. взобравшись на довольно крутой склон, движемся прибрежным болотом. Ни кочки, ни вода под снегом — не преграда для этой техники. Болото сменяет менее плотный, чем на открытых местах, снег в лесу. Главное ограничивающее условие здесь — габариты машин. У трехосника ширина составляет 2610 мм. у двухос-ника — 2640 мм, и, если между деревьями уже. им не пройти. Остальное, даже торчащие из-под снега острые колья коряг, не преграда. Бескамерная резина мягко обволакивает их, проминаясь, и так же мягко отпускает, оставляя позади. Конечно, не всегда удается избежать проколов, но с помощью ремкомплекта они заделываются чуть ли не на ходу. В случае необходимости небольшие дырки можно на время просто заклеить лейкопластырем.
Инженеры-испытатели Андрей и Юрий только что вернулись из пробега на этих машинах по Северу. Они прошли больше пяти тысяч километров (Нарьян-Мар-Архангельск), в основном по бездорожью, и говорят, что, несмотря на уникальную проходимость «ТРЭКОЛов», попадались места, где возникали проблемы. — это снежно-водяная каша на льду. В таком «бульоне» колеса вращаются, как шарики в хорошо смазанном подшипнике, не получая необходимого для движения зацепления. Впрочем, и из такой ситуации выбирались, укрепив быстромонтируемые «цепи» на двух колесах вездехода.
Но вот. кажется, и мы попадаем в «засаду». Первая машина забирается в узкое место, выбраться из которого можно, разве что пройдя по не вселяющему доверия тонкому льду неширокой реки. Конечно, вернуться и объехать это препятствие не проблема, но сегодня не тот день, когда разумнее избегать трудностей. И одна и вторая машины вначале легко пересекают речку по трехсантиметровому льду, затем они движутся вдоль нее, соблюдая дистанцию, проходят сквозь узкое, похожее на промытую течением плотину место. И здесь, наконец, свершается то. чего я так ждал. Передняя машина проламывает правыми колесами лед, накреняется все сильнее, сильнее и в конце концов... не переворачивается. Остается на плаву. В салон набирается вода, выхлопная труба оказывается глубоко под водой, но машина не глохнет, продолжает работать. Измеряем глубину. В районе провалившихся под лед колес она немного менее полутора метров. Кроме того, эта полынья промыта в толстом, почти полуметровом льду, край которого идет вдоль берега, уходя в воду практически под прямым углом. Ну что же, посмотрим, каким образом трехосному вездеходу удастся выбраться из этой ситуации.
Любая другая машина здесь просто перевернулась бы либо свалилась на бок и затонула, а «ТРЭКОЛу» ничего. Например, извлечь отсюда джип можно было бы лишь при помощи тяжелого трактора. Хотя не всякий трактор сюда заберется.
Увы, ожидания драматичной развязки оказываются напрасными. Ребята просто спускают воздух из колес, снижая в них давление, и закрепляют трос лебедки за вторую машину, поскольку поблизости не оказывается никакой другой опоры, кроме тонких кустов и промерзшего песка. Можно, конечно, забить в песок лом или закопать «мертвяка» (так водители называют якорь-упор для лебедки из закопанной в грунт под углом запаски). Но для экономии времени мы используем в качестве опоры двухосный «ТРЭКОЛ». Зацепившись за него лебедкой через блок, вдвое увеличиваем ее усилие — с 2,3 до 4.6 тонны. Более легкий двухосник дополнительно фиксируем упертой а передний бампер металлической трубой. Обычно она используется в качестве якоря – закрепив на ней трос, трубу опускают в лунку, когда надо взобраться на лед. Двигатель заводят только «потопленце», и после первой же попытки машина медленно, но верно вытягивает себя «за волосы» из полыньи.
Теперь я уже не сомневаюсь в том, что эти машины действительно вездеходы. Потому что имеют оптимальную на сегодняшний день проходимость, с которой не сравнятся ни вездеходы на воздушной подушке, ни гусеничная техника. При этом они являются менее «жестким» в экологическом плане транспортом (после них не остается «шрамов» ни в тундре, ни на лесной подстилке). Самым впечатляющим фокусом «ТРЭКОЛов» в этом смысле была демонстрация щадящего давления колес на почву: положенные на мох хрупкие электрические лампочки после прохода по ним вездехода остались целы и невредимы. Нетрудно догадаться, что вслед за этим шоу мы требуем «укротителя в клетку», и машина переезжает поперек лежащего на снегу генерального директора фирмы «ТРЭКОЛ», после чего тот встает с совсем не вымученной улыбкой.
По пути еще немного покатавшись по буграм и склонам впадающей в Рыбинку реки, доезжаем до следующего места рыбалки. Ярко светит солнце, поют птицы. Из-под метрового льда, где глубина воды всего двадцать сантиметров, нам довольно быстро удается надергать плотвы размером с ладошку. После этого на предельной скорости выходим через устье и ближние острова в море, где в три ледобура резво выставляем два десятка жерлиц с плотвой.
Погода меняется на глазах. Солнечный свет затягивается ненастной кисеей, и вскоре над морем царит снежная хмарь. Но в салоне трехосного «ТРЭКОЛа» — как в уютной кают-компании. Играет музыка, накрыт стол, убаюкивая, гудит автономный отопитель. Главное, не забывать поглядывать в окошко на флажки жерлиц, чтобы не прозевать щучьей поклевки. Местные рыбаки, ловившие на жерлицы где-то в этих местах вчера, отличились на все сто. Точнее на семьдесят — столько щук им удалось взять за день, ночь и утро. Нам везет меньше. Но и у нас есть достойные экземпляры. Самый большой из них — это семикилограммовая хищница. Есть пара пятикилограммовых экземпляров и несколько щук от полутора килограммов до двух. Пока не знаем, как та часть компании, которая соблазнилась ловлей берша, но что касается нас, то мы вполне довольны Ближе к вечеру погода портится совсем. Видимость около двухсот метров. Садясь за руль «уазика», выезжаю вперед. В такую метель на скорости семьдесят километров в час в высокой кабине двух-осника кажется, что ты уже не едешь, а низко летишь над снежной круговертью, ориентируясь лишь на мелькающие справа по борту острова.
Наши приятели, найти которых удается с трудом, уже достаточно промерзли на ветру и, увидев возникшие из снежной мглы вездеходы, радуются, как дети. Но потом ведут себя вполне по-взрослому: погрузившись на борт, сразу же требуют горячего чаю и водки.
Мягко качнувшись, вездеходы срываются с места и катят к базе. Не в меру разогнавшись, поздно замечаю прямо по курсу торосы. Машинально убираю ногу с акселератора. С «помощью» сильного бокового ветра машину несколько заносит боком. Справившись в конце концов с управлением, отмечаю для себя, что на снежной каше с «ТРЭКОЛами» надо быть поосторожнее. И, уж конечно, на этих машинах, несмотря на их сверхустойчивость и отовсюдувылеза-емость, надо уметь ездить и смотреть под колеса. В жизни всегда есть место «подвигам», но лучше обходиться без них.
Жаль будет расставаться с этими «проходимцами» и возвращать их производителю. Будь они подешевле, не задумываясь, взял бы себе такую машину для поездок на охоту и рыбалку. Тем более что на сегодняшний день это. наверное, единственные в России машины ручной сборки, проходящие предпродажные испытания на полигоне (500 км). — купив, на них можно сразу, без доводки и собственной проверки, ехать в серьезную экспедицию. Тешит надеждой лишь то, что НПФ «ТРЭКОЛ» готовит к выпуску новые модели вездеходов. Возможно, вскоре нам доведется тестировать и их.
Надеюсь, что они будут не хуже этих и, главное, дешевле. И мы еще пройдемся на них по России, по дорогам и без дорог, выбирая только направление.
Выражаем искреннюю благодарность руководству и сотрудникам охотничье-рыболов-ной базы «Биосфера» за гостеприимство и помощь в организации тест-драйва