Люберецкая панорама
Люберецкая газета о нашем предприятии
12 апреля вышла статья-интервью с непосредственным участником арктической экспедиции, организованной Министерством Обороны РФ, начальником экспериментально-испытательного цеха Момотом А.В.
" Сделано в Люберцах! "ТРЭКОЛ": даже арктические торосы не страшны
Машины компании ООО НПФ «Трэкол» хорошо знают и в городе Люберцы, и за его пределами. Время от времени они курсируют по главной магистрали - Октябрьскому проспекту, заставляя оглядываться прохожих и водителей. Обкатывают свои гигантские колеса сначала на асфальтовом покрытии, потом – по бездорожью. В течение всех 25 лет, что существует предприятие, его инженеры и техники находятся в постоянном творческом поиске.
И вот что имеют: вездеходы на огромных колесах едут довольно скоро - 70 километров в час по асфальту. А могут они передвигаться и со скоростью улитки, это когда надо преодолевать препятствия: болотные кочки, ледяные торосы, поваленные деревья. Вездеходы из Люберец способны выполнять любую работу в любых экстремальных условиях.
Телезрители первого канала 30 марта могли видеть сюжет: Президент В.В. Путин на вездеходе «ТРЭКОЛ» передвигается по самому северному архипелагу нашей страны – земле Франца-Иосифа. Президент осмотрел, как очищен от экологических загрязнений остров Земля Александры. В свой первый приезд, в 2010 году, увидев горы ржавых бочек с топливом, Владимир Путин распорядился начать их уборку. Только за первые три сезона отсюда было вывезено 60 тысяч таких бочек с горючим, работа продолжается. Прилетев на землю на самолете, далее по бескрайней полярной пустыне Президент и сопровождавшие его лица передвигались либо на тяжелой гусеничной технике, либо на внедорожниках, сделанных в Люберцах.
Итак, люберецкие внедорожники… Есть у руководства компании мечта – сотрудничество с Министерством обороны России. Уже несколько лет министерство присматривается к вездеходам из Люберец, приглашает в различные экспедиции: и в горы, и в пустыни, и на ледники. Совсем недавно две машины приняли участие в северной экспедиции Минобороны России и в целости вернулись в Люберцы на родное предприятие, расположенное на улице Инициативной. Её участники стали первыми в мире, кому удалось дойти на технике от материковой части до острова Котельный. Менеджер Наталья Чугаринова, кстати, родом с Севера, где работали ее родители, любезно проводила нас до руководителя экспедиции от «Трэкол» - начальника экспериментально-испытательного цеха Артёма Момота. С ним мы и беседовали. Артём Валерьевич работает на предприятии с 2004 года. Окончил Томилинскую школу № 14, затем Московский государственный технический университет «МАМИ». Живет с семьей в Томилине.
- Расскажите, Артём, как начиналась ваша арктическая эпопея? - Хотел бы сразу предупредить, что на Земле Франца-Иосифа мы не были. У нас был несколько другой маршрут. Мы хотели испытать, как будут вести себя наши машины в условиях Крайнего Севера. Наши машины в предыдущие годы уже видели специалисты Минобороны, и вот снова пригласили принять участие в экспедиции от порта Тикси до острова Котельный. Нам сказали: «Хотим на базе ваших гражданских вездеходов сделать армейские». Для нас, четверых участников из компании «ТРЭКОЛ», экспедиция началась 13 февраля и закончилась 28 марта. На работу вы вышли 3 апреля. Наши машины стоят сейчас во дворе, отдыхают. Из Рязани до Тикси мы добирались военной авиацией - на «Ил-76». А затем уже встали на колеса. Сразу скажу: техника не подвела. Даже не пришлось использовать запасные шины и аптечку для ремонта.
- Кто вместе с вами был в экспедиции? - Назову имена своих коллег, с которыми прошли льды и торосы Крайнего Севера: Андрей Евсеев, Михаил Алёхин, Дмитрий Маслов. Ехали по 6 часов, сменяя друг друга. Всего же в этом уникальном походе участвовали 28 человек. Преодолели более тысячи шестисот километров по маршруту Тикси-Котельный, или 2250 км по маршруту Тикси-Котельный-Тикси. Особую опасность представляли трещины и полыньи… Сложнейшая трасса - от поселка Тикси (Якутия) до острова Котельный и обратно по ледовому покрытию моря Лаптевых, проливам и прибрежной зоне преодолевалась на современных снегоболотоходах, военных гусеничных машинах и снегоходах - всего было 6 машин.
- Как вы готовили технику к испытанию? - Была введена военная приемка, машины смотрели военные представители. Было установлено дополнительное оборудование, специальный аккумулятор, лебедка, средства связи. Кроме того, экспериментальная установка для измерения толщины льда на море Лаптевых. Наши машины шли первыми, они легкие – 4 тонны, а за нами двигались гусеничные вездеходы весом – до 80 тонн.
- Вы сказали, что не заменили ни одной шины. Как этого удалось добиться? - Дело в том, что наши шины низкого давления потому так и называются, что они способны работать при низких давлениях в шине, равных 0,1 атм. Когда мы двигались по острым торосам, пользуясь централизованной системой подкачки шин, которой оборудованы наши вездеходы, мы снижали давление в шинах в 4-5 раз относительно номинального значения, а также снижали скорость движения, чтобы снизить вероятность проколов. Тогда специальная резина, а точнее сказать, тонкая эластичная резинокордовая оболочка буквально обволакивала попадающиеся на пути неровности, что и позволило избежать повреждения колеса и обеспечило высокую проходимость.
- С погодой повезло? - Температура «скакала». Когда прилетели в Тикси, было минус 45. При движении по маршруту Тикси-Котельный температура воздуха колебалась в пределах минус 35-45 градусов. При движении на обратном маршруте Котельный-Тикси температура повысилась до минус 8 градусов, но началась метель и условия видимости резко осложнились.
- Где вы питались и вообще – как были организованы бытовые условия? - Машины «Трэкол» могут двигаться в автономном режиме. У нас есть спальные места. Но в составе нашего каравана находилась машина обеспечения, в которой были предусмотрены условия для питания и отдыха людей. В ходе экспедиции, организованной Минобороны России с целью испытания в условиях Крайнего Севера военной и специальной техники, были протестированы также кузова-контейнеры, каркасно-надувные палатки, средства обеспечения жизни и быта членов экипажей. А когда мы прибыли на о. Котельный, нам предоставили все условия для отдыха. Двухместные номера в городке замкнутого типа "Северный клевер". Не путать с «Арктическим трилистником» на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа. Просто фантастическое сооружение!
- Расскажите об острове Котельный. - Остров находится в составе архипелага Новосибирские острова в Северном Ледовитом океане. 9 месяцев в году земля покрыта снегом и льдом, летом температура воздуха плюс 5 градусов. Постоянного гражданского населения нет, но работники полярных станций и охотники-промысловики проводят на островах большую часть года. В тяжелых арктических условиях люди добывают песца, ловят рыбу и ищут дефицитную мамонтовую кость, из которой якутские мастера создают уникальные изделия. В 1993 году в условиях кризиса полярная станция и вся инфраструктура на Котельном была оставлена людьми. И вот только в последние годы жизнь стала налаживаться. Минобороны России решило всерьез обосноваться здесь, чтобы защищать северные рубежи Родины. Кстати, только в 2015 году информация о строительстве военных баз стала доступна СМИ.
- Могли ли вы связаться с родными? - Да, но только в двух населенных пунктах. В Тикси и в поселке Нижнеянск. Конечно, сразу позвонил домой, жене, рассказал, что у нас все в порядке. Интересовался успехами сына, который учится во 2 классе.
Вот такие они, покорители Арктики из Люберец. Герои нашего времени, создатели и испытатели уникальной техники, которые без особой шумихи делают свое ежедневное дело. Совершая порой героические поступки. Специалисты «ТРЭКОЛА» серьезно нацелены на то, чтобы внести свой вклад в историческое дело освоения Арктики.
Прямая речь: Вадим Князьков, Генеральный директор ООО НПФ «ТРЭКОЛ»: - Более 4 тысяч наших автомобилей трудятся в неприступных районах России и зарубежья. За этот период разработано более 10 моделей вездеходов. Менялся внешний облик машин, технические параметры. Сегодня «ТРЭКОЛ» находится на новом этапе. Модельный ряд получает новый яркий дизайн, новаторские конструкторские решения, которые по достоинству оценят покупатели.
Наша справка. «Арктический трилистник», возводимый на Земле Франца-Иосифа, которую 30 марта посетил Президент Путин, на сегодняшний день является единственным в мире объектом капитального строительства, возводимым на 80-м градусе северной широты. Актуальность Земли Александры в качестве военной базы существенно возросла. Безопасность арктического региона России включает задачу обеспечения обороны шельфа арктических морей, Северного морского пути и Северо-западного прохода. Работы ведет легендарное предприятие — Спецстрой России. Работы ведутся в сложнейших климатических условиях. Абсолютно все стройматериалы завозятся с материка по Северному морскому пути, который открыт лишь четыре месяца в году. Подготовила Эмма Борисова
Также статья о возвращении вездеходов из экспедиции и статья о том, как люберецкие вездеходы помогли Путину В.В. на земле Франца-Иосифа.