Журнал Сафари № 2(25) 2004 год

Журнал Сафари № 2(25) 2004 год

Кто из охот­ников и ры­боловов, сгиба­ясь в пути под тя­жестью рюкзака или «упершись» на внедорож­нике в доступные ему пределы проходимости, хотя бы раз не меч­тал о транспорте по-настоящему вез­деходном и внесезонном? О машине, спо­собной идти по болотам, глубокому рыхлому снегу, преодолевать водные преграды и россыпи крупных камней? А раз уж так разгулялась фантазия, то почему бы ей не быть еще и пригодной для ночевки, и экономичной, и... Мечтать так мечтать! Впрочем, что толку от мечтаний? Печке, на которой рассекал Емеля, место только в сказке…

Создали эту сказку на НПФ «ТРЭКОЛ».

Не скрою, увидев машину на вы­ставке «Охота и рыболовство на Руси» в Москве и слушая перечис­ление ее достоинств, воспринимал информацию со значительной по­правкой на ее рекламный харак­тер. А когда представилась воз­можность испытать эту технику в деле самому, сразу же согласился, не без умысла загнать ее в такие условия, где производители будут просто вынуждены поднять руки и. что называется в спорте, «вы­бросить полотенце», досрочно пре­кратив испытания и признав, что созданное ими не совсем вездеход.

И вот два плавающих «проходим­ца». «ТРЭКОЛ-3929Ь и «ТРЭКОЛ-39041», перед нами. Первая мо­дель трехосная — оригинальная разработка научно-производст­венной фирмы. Вторая двухосная, созданная на базе «УАЗ-31514». Аббревиатура ТРЭКОЛ расшифро­вывается просто — транспорт экологический. Так называется и на­учно-производственная фирма, и ее вездеходы.

 

Если немного заглянуть в исто­рию появления на свет этих ма­шин, то обнаружится, что идея их создания появилась около двадца­ти лет назад. Тогда группа энтузи­астов из бывших сотрудников На­учно-исследовательского автомо­бильно-моторного института (НА­МИ) и Научно-исследовательского института шинной промышленно­сти (НИИШП) занялась созданием шины сверхнизкого давления и вездехода на базе таких шин. Та­кой вездеход мог составить аль­тернативу широко распростра­ненным гусеничным, которые ме­нее комфортны, менее экономич­ны и уродуют поверхностные слои почвы. Значительный толчок этой работе дали результаты конкурса самодельных вездеходов на авто­мобильных камерах, которые в разное время проводились в горо­дах Надыме, Архангельске, Яро­славле и других. Проведение и ме­тодическое обеспечение этих кон­курсов осуществлялось силами специалистов фирмы «ТРЭКОЛ».

Со временем стараниями фирмы на свет появилось новое колесо, за­тем был создан и первый трехос­ный вездеход. Разработкой сразу же заинтересовался «Газпром» и за­казал несколько машин для своих нужд. Затем эти машины стали за­казывать и другие организации, а также частные лица — все, кому нужны настоящие вездеходы. На сегодняшний день более трехсот таких машин работают в самых различных регионах России.

В 1997 году конструкторам НПФ уже рынок предъявил свои требо­вания: была поставлена задача со­здания не менее проходимой, но более дешевой машины, большая часть деталей которой была бы от отечественных автомобилей. В ре­зультате в 1998 году на свет появи­лась двухосная машина с кузовом от «УАЗ-469». Она оказалась деше­вле первой модели более чем в два раза. Сегодня больше сотни таких машин нашли своих потребите­лей — от правоохранительных ор­ганов в труднодоступных районах до частных лиц — рыбаков, охот­ников, любителей путешествий.

Основываясь на этих двух базо­вых моделях, НПФ производит их в ряде модификаций. Шинами сверхнизкого давления «ТРЭКОЛ» комплектует серийно выпускае­мые «Нива-Марш» и разрабатыва­емые «Сталкер» и «Викинг». Срок изготовления машины на заказ с установкой дополнительного обо­рудовании занимает не более шес­ти недель. Каждый месяц из сбо­рочного цеха фирмы выходит де­сяток вездеходов.

Но хватит лирики, пора в путь.

Мягко качнувшись, вездеходы выезжают из ворот НПФ и берут курс на север. На Ярославском шоссе наши машины с гигантски­ми колесами, возвышающиеся над легковушками почти на два метра сразу привлекают внимание пе­шеходов, водителей и их пассажи­ров, особенно пассажирок. Что там ни говори, а размер для них, похоже, имеет все-таки первосте­пенное значение.

Рекомендуемая скорость для «ТРЭКОЛов» по твердым покрыти­ям — 70 км/ч. Можно ехать и бы­стрее, но вездеходы созданы для других целей, и асфальт для них — не родная стихия, а вынужденная необходимость. Несмотря на это, обе машины реально вписывают­ся в режим трассы и иногда даже кое-кого обгоняют.

На место приезжаем затемно, но нас ждут и уют гостеприимства, и вкусный ужин. Похоже, останавли­ваться на базе «Биосфера» во время выездов для тестирования техники в условиях рыбалки и охоты стано­вится у нас доброй традицией.

На рассвете выходим на вездехо­дах в море. Так местные жители называют своего основного кор­мильца — Рыбинское водохрани­лище. Наши надежды на то, что здесь, как в Подмосковье, вовсю бушует весна, не оправдались. Ни широких заберегов с выступив­шей водой, ни широких трещин. По покрытым снегом песчаным буграм островов и ровному, как каток, льду машины летят, словно по асфальту.

Наметанный взгляд представи­теля фирмы «ТРЭКОЛ» Игоря Брынзова среди следов снегоходов и самодельных вездеходов сразу выделяет «свой» след, явно при­надлежащий колесам «ТРЭКОЛа». След свежий и уходит в море. Ока­зывается, и здесь кто-то уже ездит на одном из этих вездеходов.

До первого клевого места в пяти километрах от поселка мы доезжа­ем всего за несколько минут. Каза­лось, местных рыбаков трудно уди­вить какой-либо вездеходной тех­никой. По этой части они и сами большие мастера — раскатывают по льду и снегу на вездеходах с ра­мами от мотоциклов и чего-то еще, на больших колесах, сделанных из камер и защищающего их корда. Но наши вездеходы «аборигены» внимательно осматривают, задают вопросы, заглядывают под днище. Не иначе, как собираются что-то из разработок конструкторов ис­пользовать на свой лад. Узнав, что эти машины не только не тонут, но и ходят по воде, а с помощью ле­бедки могут взбираться с воды на лед, кое-кто качает головой в удив­лении, а кто-то в недоверии.

Высадив часть наших рыбаков, пожелавших остаться здесь и по­ловить клевавшего на крупные мормышки и балансиры мелкого родственника судака — берша, от­правляемся дальше.

В двухосном вездеходе, как и в «уазике», пять мест. Но от «УАЗа» в нем, похоже, остался только са­лон. Все остальное так или иначе переделано, приспособлено, заме­нено деталями и узлами от других отечественных машин и единич­ными деталями и узлами собст­венного производства. Примерно то же и на трехосном. Свой кузов, мосты, система охлаждения дви­гателя, колеса, а остальное — из деталей серийно выпускаемых ав­томобилей. Только посадочных мест на нем восемь. Кроме сиде­нья водителя, расположенного по центру, три места за ним и уют­ный салон со столом, мягкими си­деньями, автономным отопителем и дополнительным оборудовани­ем, устанавливаемым по желанию заказчика.

Легко преодолевая небольшие торосы, доезжаем до островов. По пути к следующему месту ловли, к сожалению, открытой воды и тре­щин с разводьями не попадается. Но есть другие препятствия и пре­грады. Двигаясь вдоль берега во­дохранилища, идем по обширным, заросшим кустами и лесом, бугри­стым островам. Удивительно при­ятное ощущение — легко идти по глубокому снегу, не рассматривая кусты в качестве препятствия, легко взбираться на заснеженные и песчаные горки. Подобная про­ходимость доступна, наверное, лишь гусеничной технике. Но не надо забывать о том. какой там расход топлива и что гусеницы ос­тавляют за собой. За нами же кусты ивняка разгибались с такой легко­стью, будто их просто прижали к зе­мле рукой. И это понятно: ведь дав­ление в шинах «ТРЭКОЛов» 0,1-0,12 кг/см-. А расход топлива по бездорожью у обеих машин сей­час в пределах 20-25 литров на сто километров.

Миновав острова, выходим к бе­регу и. взобравшись на довольно крутой склон, движемся прибреж­ным болотом. Ни кочки, ни вода под снегом — не преграда для этой техники. Болото сменяет менее плотный, чем на открытых мес­тах, снег в лесу. Главное ограни­чивающее условие здесь — габа­риты машин. У трехосника шири­на составляет 2610 мм. у двухос-ника — 2640 мм, и, если между де­ревьями уже. им не пройти. Ос­тальное, даже торчащие из-под снега острые колья коряг, не пре­града. Бескамерная резина мягко обволакивает их, проминаясь, и так же мягко отпускает, оставляя позади. Конечно, не всегда удает­ся избежать проколов, но с помо­щью ремкомплекта они заделыва­ются чуть ли не на ходу. В случае необходимости небольшие дырки можно на время просто заклеить лейкопластырем.

Инженеры-ис­пытатели   Анд­рей    и    Юрий только что вер­нулись из пробе­га на этих ма­шинах по Севе­ру. Они прошли больше пяти ты­сяч километров (Нарьян-Мар-Ар­хангельск), в ос­новном по бездо­рожью, и гово­рят, что, несмот­ря на уникаль­ную проходимость «ТРЭКОЛов», попадались места, где возникали проблемы. — это снежно-водяная каша на льду. В таком «бульоне» ко­леса вращаются, как шарики в хо­рошо смазанном подшипнике, не получая необходимого для движе­ния зацепления. Впрочем, и из та­кой ситуации выбирались, укре­пив быстромонтируемые «цепи» на двух колесах вездехода.

Но вот. кажется, и мы попадаем в «засаду». Первая машина заби­рается в узкое место, выбраться из которого можно, разве что пройдя по не вселяющему доверия тонкому льду неширокой реки. Конечно, вернуться и объехать это препятствие не проблема, но сегодня не тот день, когда разум­нее избегать трудностей. И одна и вторая машины вначале легко пе­ресекают речку по трехсантимет­ровому льду, затем они движутся вдоль нее, соблюдая дистанцию, проходят сквозь узкое, похожее на промытую течением плотину мес­то. И здесь, наконец, свершается то. чего я так ждал. Передняя ма­шина проламывает правыми ко­лесами лед, накреняется все силь­нее, сильнее и в конце концов... не переворачивается. Остается на плаву. В салон набирается вода, выхлопная труба оказывается глу­боко под водой, но машина не глохнет, продолжает работать. Из­меряем глубину. В районе прова­лившихся под лед колес она не­много менее полутора метров. Кроме того, эта полынья промыта в толстом, почти полу­метровом льду, край ко­торого идет вдоль бере­га, уходя в воду практи­чески под прямым уг­лом. Ну что же, посмотрим, каким образом трехосному вездеходу удастся выбраться из этой ситуации.

Любая другая машина здесь просто переверну­лась бы либо свалилась на бок и затонула, а «ТРЭКОЛу» ничего. На­пример, извлечь отсюда джип можно было бы лишь при помощи тяже­лого трактора. Хотя не всякий трактор сюда заберется.

Увы, ожидания драматичной развязки оказываются напрасными. Ребята просто спускают воздух из колес, снижая в них давление, и закрепляют трос лебедки за вторую машину,  поскольку поблизости не оказы­вается никакой другой опоры, кроме тонких кустов и промерз­шего песка. Можно, конечно, за­бить в песок лом или закопать «мертвяка» (так водители называ­ют якорь-упор для лебедки из за­копанной в грунт под углом запа­ски). Но для экономии времени мы используем в качестве опоры двухосный «ТРЭКОЛ». Зацепив­шись за него лебедкой через блок, вдвое увеличиваем ее усилие — с 2,3 до 4.6 тонны. Более легкий двухосник дополнительно фиксируем упертой а передний бампер металлической трубой. Обычно она используется в качестве якоря – закрепив на ней трос, трубу опускают в лунку, когда надо взобраться на лед. Двигатель заводят только  «потопленце», и после первой же попытки маши­на медленно, но верно вытягива­ет себя «за воло­сы» из полыньи.

Теперь я уже не сомневаюсь в том, что эти машины действительно вездеходы. Потому что имеют оптимальную на сегодняшний день проходи­мость, с которой не сравнятся ни вездеходы на воздушной подушке, ни гусеничная техника. При этом они являются менее «жестким» в экологическом плане транспортом (после них не остается «шрамов» ни в тундре, ни на лесной подстилке). Самым впечатляющим фокусом «ТРЭКОЛов» в этом смысле была де­монстрация щадящего давления колес на почву: положенные на мох хрупкие электрические лампочки после прохода по ним вездехода ос­тались целы и невредимы. Нетруд­но догадаться, что вслед за этим шоу мы требуем «укротителя в клетку», и машина переезжает по­перек лежащего на снегу генераль­ного директора фирмы «ТРЭКОЛ», после чего тот встает с совсем не вымученной улыбкой.

По пути еще немного покатав­шись по буграм и склонам впадаю­щей в Рыбинку реки, доезжаем до следующего места рыбалки. Ярко светит солнце, поют птицы. Из-под метрового льда, где глубина воды всего двадцать сантиметров, нам довольно быстро удается на­дергать плотвы размером с ладош­ку. После этого на предельной ско­рости выходим через устье и ближние острова в море, где в три ледобура резво выставляем два де­сятка жерлиц с плотвой.

Погода меняется на глазах. Сол­нечный свет затягивается нена­стной кисеей, и вскоре над морем царит снежная хмарь. Но в салоне трехосного «ТРЭКОЛа» — как в уютной кают-компании. Играет музыка, накрыт стол, убаюкивая, гудит автономный отопитель. Главное, не забывать поглядывать в окошко на флажки жерлиц, что­бы не прозевать щучьей поклев­ки. Местные рыбаки, ловившие на жерлицы где-то в этих местах вчера, отличились на все сто. Точнее на семьдесят — столько щук им удалось взять за день, ночь и утро. Нам везет меньше. Но и у нас есть достойные экземп­ляры. Самый большой из них — это семикилограммовая хищни­ца. Есть пара пятикилограммо­вых экземпляров и несколько щук от полутора килограммов до двух. Пока не знаем, как та часть ком­пании, которая соблазнилась ло­влей берша, но что касается нас, то мы вполне довольны Ближе к вечеру погода портится совсем. Видимость около двухсот метров. Садясь за руль «уазика», выезжаю вперед. В такую метель на скорости семьдесят километ­ров в час в высокой кабине двух-осника кажется, что ты уже не едешь, а низко летишь над снеж­ной круговертью, ориентируясь лишь на мелькающие справа по борту острова.

Наши приятели, найти которых удается с трудом, уже достаточно промерзли на ветру и, увидев воз­никшие из снежной мглы вездехо­ды, радуются, как дети. Но потом ведут себя вполне по-взрослому: погрузившись на борт, сразу же требуют горячего чаю и водки.

Мягко качнувшись, вездеходы срываются с места и катят к базе. Не в меру разогнавшись, поздно замечаю прямо по курсу торосы. Машинально убираю ногу с аксе­лератора. С «помощью» сильного бокового ветра машину несколько заносит боком. Справившись в конце концов с управлением, от­мечаю для себя, что на снежной каше с «ТРЭКОЛами» надо быть поосторожнее. И, уж конечно, на этих машинах, несмотря на их сверхустойчивость и отовсюдувылеза-емость, надо уметь ездить и смотреть под колеса. В жиз­ни всегда есть мес­то «подвигам», но лучше обходиться без них.

Жаль будет рас­ставаться с этими «проходимцами» и возвращать их про­изводителю.  Будь они подешевле, не задумываясь, взял бы себе такую машину для поездок на охоту и рыбалку. Тем более что на сегодняшний день это. навер­ное, единственные в России маши­ны ручной сборки, проходящие предпродажные испытания на по­лигоне (500 км). — купив, на них можно сразу, без доводки и собст­венной проверки, ехать в серьез­ную экспедицию. Тешит надеж­дой лишь то, что НПФ «ТРЭКОЛ» готовит к выпуску новые модели вездеходов. Возможно, вскоре нам доведется тестировать и их.

Надеюсь, что они будут не хуже этих и, главное, дешевле. И мы еще пройдемся на них по России, по дорогам и без дорог, выбирая только направление.

Выражаем искреннюю бла­годарность руководству и сот­рудникам охотничье-рыболов-ной базы «Биосфера» за госте­приимство и помощь в органи­зации тест-драйва


Другие публикации
07.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл передал Воркутинской епархии вездеход

Святейший Патриарх Кирилл передал Воркутинской епархии вездеход "ТРЭКОЛ" для миссионерских поездок

18.11.2016
Спасатели МЧС ведут борьбу с погодой на сибирских автотрассах

ТРЭКОЛ участвует в спасении людей в горных районах Тувы, где снег стал настоящим стихийным бедствием

07.11.2016
Испытание вездеходов ТРЭКОЛ-39041 и ТРЭКОЛ «Трофи»

Оба вездехода Drom.ru испытал на военном полигоне в подмосковных Бронницах.

11.10.2016
ТРЭКОЛ в ролике Kinross

Засветились в ролике Kinross на месторождении Dvoinoye

11.10.2016
Фотография с ТРЭКОЛом победила в конкурсе

Фотография с ТРЭКОЛом победила в конкурсе-флешмобе путешественников

07.09.2016
Журналисты на предприятии ТРЭКОЛа

Встреча журналистов с членами НП «СППЛР» на ООО НПФ «ТРЭКОЛ» 6 сентября 2016 года в рамках X Медиа-недели

17.06.2016

Известная телеведущая и видеоблоггер в своей передаче рассказала о нашем вездеходе

27.05.2016
Russische Monster-Jeeps

In der russischen Taiga kommen selbst klassische Geländewagen oft nicht mehr weiter. Dann müssen sie ran: die Monster-Jeeps von Trekol!

09.05.2016
ТРЭКОЛ на Параде в Саранпауле

Продолжение традиций. Снова о Параде в Саранпауле

03.05.2016
«Арктический трилистник»

«Арктический трилистник»: Уникальный российский военный объект на Крайнем Севере

29.03.2016
ТРЭКОЛ в прямом эфире канала ОТР

Павел Созонов: Мы принципиально собираем вездеходы на 100% из российских деталей и узлов

06.03.2016
Автопробег на Ледовитый океан. Часть II

Продолжение передачи "Военная приемка" о испытаниях в Арктике от телеканала "Звезда"

28.02.2016
Автопробег на Ледовитый океан. Часть I

Выпуск передачи "Военная приемка" о испытаниях в Арктике от телеканала "Звезда"

14.02.2016
«Война на снежном бездорожье» на Звезде

Первый выпуск из серии передач о военных испытаниях в Арктике. Передача "Военная приемка"

04.02.2016
«Трэкол Трофи» — новая экстремальная версия «буханки»

Автомайл.ру: "Компания «Трэкол» подготовила новое исполнение заслуженного ульяновского вездехода"

03.02.2016
Проверка холодом: Минобороны испытает новую технику в условиях Арктики

ТРЭКОЛ примет участие в испытаниях Минобороны на Крайнем севере

02.02.2016
«Буханку» официально сделали вездеходом

Статья от Информационного агентства "Оружие России"

15.01.2016
Оренбургский губернатор поблагодарил газовиков за помощь в спасении людей

ЕКАТЕРИНБУРГ, 12 января. /ТАСС/. Губернатор Оренбургской области Юрий Берг поблагодарил работников ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" за помощь в спасении людей во время бурана. Об этом сообщают сегодня в службе по связям с общественностью и СМИ ГТЕ

25.12.2015
Сделано в России. Вездеходы.

Репортаж телеканала РБК о нашей компании

20.10.2015
Вездеход, способный идти по тонкому льду, получат спасатели Колымы.

Новейшее шестиколесное вездеходное транспортное средство "Трэкол", оказывающий давление на поверхность меньше, чем человек, способен преодолевать болота, сугробы и бездорожье

01.10.2015
Лучший кадр сентября

Конкурс в ЖЖ на лучшую фотографию месяца

01.10.2015
ТРЭКОЛ на Чукотке

Серия снимков известного блогера-путешественника Сергея Доля

28.09.2015
НАСТОЯЩАЯ МАШИНА ДЛЯ НАСТОЯЩЕГО БЕЗДОРОЖЬЯ

Колесная формула 6×6, легкий вес и шины сверхнизкого давления обеспечивают потрясающую проходимость в самых сложных условиях.

06.05.2015
Вологодским дорогам — по ЛЕСНИКу!

ТРЭКОЛ является официальным дистрибьютором марки вездехода "ЛЕСНИК"

16.04.2015
ТРЭКОЛ. ПОЕХАЛИ. АВТО24

Видео-обзор на канале АВТО24

10.04.2015
ТРЭКОЛ в эфире Сегодня на НТВ

Военные испытания техники в Арктике.

24.12.2014
ТРЭКОЛ на Звезде

Репортаж о проведении испытаний снегоболотоходов телеканал Звезда

21.11.2014
Вездеход ТРЭКОЛ. Произведено в России

Обзорный репортаж о технике ТРЭКОЛ на канале АВТО

04.07.2014
«ТРЭКОЛ» В «FORBES»

Вездеходы «ТРЭКОЛ» на первом месте в списке «Forbes»

23.02.2014
Der kommt überall durch!

Ein im Westen nahezu unbekannter Hersteller baut beinharte Spezialfahrzeuge für Sumpf und Schnee. Festfahren ist fast unmöglich, selbst schwimmen kann der Trekol.

19.07.2013
ТРЭКОЛ в TOP GEAR Russia

видео-обзор и испытания в городе

30.06.2013
ТРЭКОЛ на канале Москва24

Обзорный репортаж о вездеходе на телеканале Москва 24

01.03.2012
ТРЭКОЛ в программе

Сюжет программы "Главная дорога" о средствах передвижения в Валаамском монастыре и о вездеходах "Трэкол"

29.02.2012
ТРЭКОЛ на РИА-Новости

Сюжет от телеканала РИА-Новости

29.02.2012
Программа

Рассказ об участниках выставки "Вездеход - 2012", в частности о компании "Трэкол"

01.02.2012
ВЕЗДЕХОДЫ «ТРЭКОЛ» НА СЛУЖБЕ МЧС КАЗАХСТАНА

Вездеходы фирмы Трэкол прошли боевое крещение во время спасательной операции вблизи г. Кульсары Жылойского района республики Казахстан.

04.03.2010
Охотничий и рыболовный журнал «Сафари» №3 за 2010 год

Читателям нашего журнала нет необходимости представлять компанию и одноименный внедорожник «ТРЭКОЛ». У кого-то он уже имеется в гараже, кто-то на нем не раз успел покататься, а кто-то просто видел эти странноватые благодаря несоразмерно большим колесам машины с кабинами от «УАЗа», «Нивы» или джипа иностранного производства.

02.03.2006
Российский журнал «Автомобиль» №2 за 1995 год

Тундра опасливо насто­рожилась при виде странной машины. Бе­лая алюминиевая коробка на шести резиновых "бубликах". Еше один вездеход, который будет резать ее легко рани­мый верхний слой рубчаты­ми колеями.

Заказать звонок

Спасибо за ваш заказ!

В ближайшее время наши менеджеры
свяжутся с вами

Спасибо за отзыв!

Ваш отзыв отправлен на модерацию.

Спасибо!

Ваше сообщение отправлено.