Российский журнал «Автомобиль» №2 за 1995 год

Российский журнал «Автомобиль» №2 за 1995 год

Тундра опасливо насто­рожилась при виде странной машины. Бе­лая алюминиевая коробка на шести резиновых "бубликах". Еше один вездеход, который будет резать ее легко рани­мый верхний слой рубчаты­ми колеями. С высоты птичь­его полета будет казаться, что кто-то невидимый и безжа­лостный исполосовал тело тундры плетью. Рубцы от та­кого "наказания цивилизаци­ей" не затянутся ни завтра и ни через год, ни даже через сотню лет - просто постепен­но расползутся в болото, ко­торому останется гнить да гнить.

Но Белый Вездеход ка­тил, и его резиновые "буб­лики" как-то по-кошачьи перетекали через кочки, ли­шайник, не оставляя колеи. Удивленно выпрямлялась тундровая травка, поднимал голову лишайник. Я уже был наслышан об этом удивитель­ном свойстве Белого Везде­хода, знал, что называется он "Трэкол" (транспортер эко­логически безвредный), но одно - слышать, другое - ви­деть. Я видел, и это убеждало.

Для большей остроты впечатления инженер-испы­татель, словно полено в огонь, сунул под колесо руку. Все три потоптались по ней. Рука стала грязной, но и только!

Удельное давление на грунт - всего от 10 до 30 ки-лопаскалей, то есть - от 0,1 до 0,3 кГс/см\ Среднего веса взрослый человек оказывает сапожищами давление на здешнюю почву втрое большее.

Шины "Трэкола" значи­тельного сечения: наружный диаметр 1300 мм, ширина профиля 630 мм. Они беска­мерные, и давление внутри них очень небольшое, всего 0,08 кГс/см\ Поэтому они не уплотняют даже самый сла­бый грунт, не ломают стеблей растений, не сдвигают верхний слой почвы - просто обвола­кивают их. Эти новые шины разработаны фирмой "Трэ­кол" и изготовлены Днепро­петровским шинным заво­дом. Без них не было бы "Трэкола". Потому что он, собственно, и сконструиро­ван вокруг них, и без них ос­тавался бы просто макетом, представляющим новую идею.

Эксперименты с супер­шинами велись издавна. Еще в декабре 1932 года в пробеге Москва - Севасто­поль - Москва испытыва-лись отечественные опытные шины "Сверхбаллон" разме­ром 800x250 мм, накачанные воздухом под давлением 0,6 -0,7 кГс/см:. Позже, сорок лет назад, американская фирма "Ле-Турно" эксперимен­тировала с внедорожным транспортером "Сноу-Баг­ги" на шинах размером 3050x1220 мм с внутренним давлением 0,28-0,35 кГс/см\ В результате фирма "Трэкол" на основании многолетних исследований пришла к идее создания очень эластичных тонкостенных шин сверхнизкого давления и разместила заказ на Днепропетровском шинном заводе. И не только "Трэкол" реальностью стал, но и "Нива-Бронто" (ВАЗ-1922) - вездеход, опираю­щийся на концепцию "Трэ­кол".

Кроме малого удельного давления на поверхность зе­мли наши шины, которые со­держат большой объем возду­ха, обеспечивают машине достаточную плавучесть. Пе­редвижение на плаву возмож­но (правда, с очень неболь­шой скоростью) благодаря гребному эффекту, который создают вращающиеся веду­щие колеса. Опытный обра­зец трехосного вездехода "Трэкол" имеет грузоподъем­ность 800 килограммов. Та­кая машина с полной нагруз­кой весит около 2,4 тонны -примерно столько же, что и известный джип УАЗ-469, ко­торый берет на борт двух че­ловек и 600 килограммов гру­за. Но ульяновский джип безжалостно, как и другие ко­лесные и гусеничные везде­ходы, разрушает верхний слой грунта. Поэтому, в част­ности, "Надымгазпром" не устраивали УАЗ-469 в качест­ве патрульных машин на строительстве газопроводов, но высокая проходимость и эко­логическое дружелюбие "Трэ-кола" привлекли сразу же. Последовал заказ, и уже из­готовлены семь экземпляров этого удивительного транс­портера, которому (без этого как-то не принято) присвоен индекс "3928".

Итак, модель "3928". Она полноприводная, причем привод на третью пару колес

-  отключаемый. Силовой аг­регат - двигатель с коробкой передач и главной передачей

-  установлен не в передней части кузова, а в средней. Он взят от ВАЗ-21083 и располо­жен не поперек, а вдоль ку­зова. Вместо одной из полу­осей - карданный вал, веду­щий к раздаточной (двухсту­пенчатой) коробке от "Нивы", а уж она соединяет­ся карданными валами с пе­редним и средним ведущими мостами. Вместо другой по­луоси - вал ко второй "раз-датке" (тоже от "Нивы"), ко-' торая карданным валом соединяется с третьим веду­щим мостом. Все три моста от УАЗ-469.

С помощью второй "раз-датки" можно отключать тре­тий ведущий мост, тогда как первый и второй являются постоянно ведущими, и встроенный в первую "раз-датку" серийный межосевой дифференциал "Нивы" мо­жет быть заблокирован води­телем. Дифференциал в глав­ной передаче заблокирован навечно. Возможно движение с включенным только тре­тьим ведущим мостом.

Но вот вопрос: зачем нужны два межосевых диф­ференциала? Второй никак не влияет на повышение про­ходимости, а рычагов у води­теля и без того хоть отбавляй. Их четыре: для основной ко­робки, по одному для каждой "раздатки" и еще для блоки­ровки межосевого диффе­ренциала.

На "Трэколе-3928" - не­сущий клепаный дюралюми­ниевый кузов. Он жесткий, легкий и (интересная подроб­ность) не создает помех для приема и передачи радиосиг­налов, что весьма важно для экипажа, находящегося по­рой в сотнях километров от жилья. Внутри кузов не име­ет "люксной" отделки и, как говорят в народе, "наворо­тов". Но он оснащен люком в крыше, хорошей теплоизоля­цией и эффективным отопителем. Водитель в кузове си­дит не слева, а по центру. Обзорность у него прекрас­ная - глаза водителя находят­ся на высоте около 2 метров над дорогой.

"Трэкол" может быть чи­сто пассажирским автомоби­лем - восемь мест, включая водителя. Или же грузопас­сажирским. В этом случае в кабине имеются четыре мес­та плюс грузовая платформа на 800 килограммов.

Машина всюду идет плавно, на асфальте широкие шины слегка "чавкают", для "Трэкола" стихия - бездоро­жье. Поэтому - в болото, на проселок!

И тут надо сразу сказать, что гидроусилителя у машины нет, и "ворочать рулем" (при широких-то шинах!) совсем нелегко. Вылезти из глубокой колеи машине не так-то просто.

Но по песку, топи, жид­кой грязи "Трэкол" идет игра­ючи. Во время моей поездки снега не было, но рассказыва­ют, что когда вездеход испы­тывали в Якутии зимой, где шестиколесные "Уралы" бы­стро увязли в снежной цели­не, "Трэкол" полз, полз и полз...

Если говорить о шинах, то им не страшны сучья или корни деревьев, даже острые пеньки срубленного кустар­ника. Трава, низкорослая рас­тительность после того, как их погладит своими шинами Белый Вездеход, спокойно поднимаются, словно выле­зают из окопов.

По болотцу машина "шлепает" как посуху - где-то до уровня ступиц погружа­ется она в темную стоячую воду, при удобном случае от­талкиваясь своими резиновы­ми "лаптями" от любого бугор­ка. Потом из болотца - на сушь. Небольшой холмик ма­шина берет без труда. Где-то мне попался осклизлый за­тяжной подъем. Одно колесо средней оси забуксовало ­встали три других. Включил задней раздаткой третий мост - схватил, проехал немного, и та же история. Заблокиро­вал межосевой дифференци­ал и осторожно (газку пома­лу, помалу) пополз вперед.

Увлекшись манипулиро­ванием рычагами, не заметил валун, который залез под ко­леса. Валун был солидных размеров, и я с замиранием ждал, когда он царапнет по алюминиевому днищу. Не до­ждался. Потому что дорож­ный просвет "Трэкола" -почти 420 миллиметров.

"Трэкол" - машина уди­вительная, но пока дорогая. Ее цена на сегодня около 35 тысяч долларов. Но спрос уже есть. В свое время одну про­дали в Якутию, и слух о ее за­мечательной проходимости пополз вдоль Полярного кру­га. "Газпром" - основной по­требитель, он же инициатор постройки Белых Вездеходов. Но, кроме него, наверное, та­кие транспортеры были бы небезынтересны Министер­ству по чрезвычайным ситу­ациям, геологам, нефтя­никам.

Когда модель "3928" экс­понировалась на междуна­родном автомобильном сало­не в Москве, к выставочному образцу подошел один из отечественных нуворишей. Перебрав пачку долларового "нала", справился о цене, удовлетворенно кивнул голо­вой: "Идет".

-  А для чего она вам? -полюбопытствовал стендист.

-  Для охоты по камышам на уток. Знаете, сразу видно, что это "вот такая машина!"

Но машина еще сырова­та, хотя и совершенствуется от образца к образцу. Впере­ди - мелкосерийный выпуск. Интерес к Белому Вездеходу есть, и, думаю, спрос на него будет. И немалый.

Относительно простой автомобиль, базирующийся на апробиро­ванных серийных узлах, с точки зрения саморемонта и самообслужи­вания (без ориентации на СТО), в условиях глубинки имеет серьезные преимущества. Его проходимость, относительная простота управле­ния, известная универсальность и ориентированность на широко рас­пространенные расходные материалы также заслуживают высшей оцен­ки - 5 баллов.
      7.Пригодность к российским условиям эксплуатации - 5 баллов.
В комплексе по этой категории оценок автомобиль может быть оценен в 3 балла.
Хотя машина и обладает запасом плавучести, на борту должны быть предусмотрены места для спасательных кругов, надувной лодки, багров.
на грунт. Однако с экологической точки зрения желательно оснастить машину той или иной формой противобуксовочной системы, которая при преодолении препятствий могла бы предотвращать срыв грунтозаце-пами шин верхнего слоя почвы.
       Главнейшее достоинство автомобиля - малое удельное давление

       6.Безопасность и экологическая чистота - 3 балла.
Автомобиль изготовлен применительно к условиям холодного кли­мата, где главнейший элемент комфорта - поддержание в салоне нуж­ного теплового режима. Эргономика и конструкция сидений удовле­творительны и могут быть оценены скорее как спартанские. Видимо, в салоне нужно предусмотреть средства радиосвязи или оснащать ими машину за дополнительную плату. В итоге комфортабельность может быть оценена в 2 балла.
      5.Комфортабельность - 2 балла.
Полезно наличие люка в крыше, но, наверное, необходимы также эффективные устройства, препятствующие обмерзанию стекол каби­ны. Желательна установка за дополнительную плату навигационного оборудования - для движения в удаленных от жилья районах. Сложен доступ к жизненно важным элементам двигателя. Общая оценка удоб­ства пользования - 2 балла.
Для эффективного использования автомобиля необходимы спе­циальные инструктаж и обучение. На первых порах это допустимо, но при широком распространении "Трэколов" в их конструкцию полезно бы­ло бы ввести автоматические устройства или узлы.
Существенный недостаток - отсутствие усилителя в рулевом уп­равлении. Широкие шины с большим пятном контакта требуют очень боль­ших усилий, которые водителю приходится прикладывать к рулевому ко­лесу. При попадании автомобиля в глубокую колею водитель не в состоянии заставить его выйти из нее.
Посадка-высадка пассажиров и погрузка-выгрузка поклажи за­труднены по причине значительной высоты над грунтом порогов две­рей и бортов грузовой платформы. Возможно, откидные лестницы или трапы (аппарели) помогли бы устранить указанное неудобство.
      4.Удобство пользования - 2 балла.
Плавность работы подвески и комфортабельность езды довольно хорошие. По проходимости автомобиль заслуживает высокой оценки. Динамические показатели применительно к назначению машины не имеют решающего значения. По совокупности ходовые качества оце­ниваются в 4 балла.
      3.Ходовые качества - 4 балла.
В целом комплекс технических решений, примененных на "Трэко-ле", позволил создать машину действительно высокой проходимости для специфических условий бездорожья. Техническое совершенство автомобиля может быть оценено в 3 балла.
Вероятно, непрерывный поток тягового усилия, передаваемый на ведущие колеса, способствовал бы не только дальнейшему улучшению проходимости, но и смог бы сократить риск буксования колес, неиз­бежный при ступенчатой механической коробке передач. В этом смыс­ле желательны гидромеханическая коробка передач и противобуксовочная система. К сожалению, из готовых узлов, выпускаемых отечественной промышленностью, ничего подходящего нет.
На машине оригинально скомпонованы силовая установка и узлы трансмиссии, которые заимствованы (в целях удешевления) от серий­ных моделей ВАЗ и УАЗ. Нестереотипные инженерные решения выгод­но выделяют конструкцию "Трэкола" среди других автомобилей повы­шенной проходимости.
Представляет интерес конструкция несущего дюралюминиевого кузова, хотя в деталях он требует доработки.
Автомобиль оснащен широкопрофильными шинами очень низко­го давления оригинальной конструкции. Аналогичных зарубежных кон­струкций, ориентированных на серийное производство, не существу­ет. Монтаж на колесе шины достаточно трудоемок: она фиксируется на ободе съемным кольцом с множеством гаек. Силовой диапазон транс­миссии скорее всего недостаточно широк, поскольку используются ко­робка передач и "раздатки" от уже выпускаемых моделей.
       2.Техническое совершенство - 3 балла.
Интегральная оценка машины по этому параметру - 5 баллов.
Салон хорошо утеплен и оснащен эффективным отоплением на случай работы в условиях холодного климата. Но двигатель не осна­щен устройством для нейтрализации отработавших газов. Грузовое по­мещение имеет довольно большую погрузочную высоту.
Автомобиль в то же время вполне оборудован для движения и по дорогам общего назначения. Его габарит по ширине не превышает ме­ждународной предельной величины в 2500 мм. Центральное располо­жение места водителя и его высокая посадка (голова на уровне 2000 мм над грунтом) обеспечивают прекрасную обзорность.
Машина скорее заслуживает наименования "вездеход", чем авто­мобиль повышенной проходимости. Она плавает, движется по слабым грунтам (жидкая грязь, песок, снег), имеет весьма большой дорожный просвет, оснащена лебедкой и создает очень незначительное давле­ние на грунт. Последнее обстоятельство с точки зрения экологии пред­ставляется решающим: поверхностный слой почвы при движении по нему машин типа "Трэкол" не разрушается, что особенно важно при движении по тундре.
1. Приспособленность машины к выполнению ее прямых функций - 5 баллов.
      24 балла из 35 возможных 
(по пятибалльной шкале оценок)
Экспертная оценка "Трэкола" журналом "Автомобиль"


Другие публикации
26.06.2017
Росгвардия организовала выставку спецтехники

Праздник Дня Молодежи в Мурманске был полон ярких событий

12.06.2017
Спец выпуск новостей с празднования Дня России в Люберцах

12 июня в Люберцах прошли торжественные мероприятия посвященные Дню России. Репортаж канала "ЛРТ"

04.05.2017
Дорога жизни: финальный аккорд

Статья из газеты "Няръяна вындер" № 45

12.04.2017
Люберецкая панорама

Люберецкая газета о нашем предприятии

10.04.2017
Вести Ямал: КУРС НА «РАЙСКИЙ КАМЕНЬ»

Как в этом году происходило традиционное восхождение на Рай-Из

05.04.2017
Репортаж канала 360 Подмосковье

В подмосковных Люберцах собирают уникальные снегоболотоходы. На одном из них президент России Владимир Путин ездил по Земле Франца-Иосифа.

02.04.2017
Телеканал

Тесты для настоящих машин: зачем Минобороны России испытывает новинки военной техники в условиях Арктики

22.03.2017
Машины Крайнего Севера

Статья блогера в рамках проекта "Полет ради полета"

13.03.2017
Репортаж 1 канала об испытаниях в Арктике

Российские военные завершили уникальную экспедицию в суровых условиях Арктики

20.02.2017
ТРЭКОЛ на Звезде

Уникальные кадры испытаний новейшей военной техники в Арктике

20.02.2017
ТРЭКОЛ в топе Ютуб

Видео-репортаж 1 канала о военных испытаниях в Арктике

25.01.2017
Хатанга

Как развивается инфраструктура на севере Красноярского края, репортаж ЕнисейТВ

10.12.2016

Известный блогер Маркосян Усик поделился своими впечатлениями о ТРЭКОЛе

07.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл передал Воркутинской епархии вездеход

Святейший Патриарх Кирилл передал Воркутинской епархии вездеход "ТРЭКОЛ" для миссионерских поездок

18.11.2016
Спасатели МЧС ведут борьбу с погодой на сибирских автотрассах

ТРЭКОЛ участвует в спасении людей в горных районах Тувы, где снег стал настоящим стихийным бедствием

07.11.2016
Испытание вездеходов ТРЭКОЛ-39041 и ТРЭКОЛ «Трофи»

Оба вездехода Drom.ru испытал на военном полигоне в подмосковных Бронницах.

11.10.2016
ТРЭКОЛ в ролике Kinross

Засветились в ролике Kinross на месторождении Dvoinoye

11.10.2016
Фотография с ТРЭКОЛом победила в конкурсе

Фотография с ТРЭКОЛом победила в конкурсе-флешмобе путешественников

07.09.2016
Журналисты на предприятии ТРЭКОЛа

Встреча журналистов с членами НП «СППЛР» на ООО НПФ «ТРЭКОЛ» 6 сентября 2016 года в рамках X Медиа-недели

17.06.2016

Известная телеведущая и видеоблоггер в своей передаче рассказала о нашем вездеходе

27.05.2016
Russische Monster-Jeeps

In der russischen Taiga kommen selbst klassische Geländewagen oft nicht mehr weiter. Dann müssen sie ran: die Monster-Jeeps von Trekol!

09.05.2016
ТРЭКОЛ на Параде в Саранпауле

Продолжение традиций. Снова о Параде в Саранпауле

03.05.2016
«Арктический трилистник»

«Арктический трилистник»: Уникальный российский военный объект на Крайнем Севере

29.03.2016
ТРЭКОЛ в прямом эфире канала ОТР

Павел Созонов: Мы принципиально собираем вездеходы на 100% из российских деталей и узлов

06.03.2016
Автопробег на Ледовитый океан. Часть II

Продолжение передачи "Военная приемка" о испытаниях в Арктике от телеканала "Звезда"

28.02.2016
Автопробег на Ледовитый океан. Часть I

Выпуск передачи "Военная приемка" о испытаниях в Арктике от телеканала "Звезда"

14.02.2016
«Война на снежном бездорожье» на Звезде

Первый выпуск из серии передач о военных испытаниях в Арктике. Передача "Военная приемка"

04.02.2016
«Трэкол Трофи» — новая экстремальная версия «буханки»

Автомайл.ру: "Компания «Трэкол» подготовила новое исполнение заслуженного ульяновского вездехода"

03.02.2016
Проверка холодом: Минобороны испытает новую технику в условиях Арктики

ТРЭКОЛ примет участие в испытаниях Минобороны на Крайнем севере

02.02.2016
«Буханку» официально сделали вездеходом

Статья от Информационного агентства "Оружие России"

15.01.2016
Оренбургский губернатор поблагодарил газовиков за помощь в спасении людей

ЕКАТЕРИНБУРГ, 12 января. /ТАСС/. Губернатор Оренбургской области Юрий Берг поблагодарил работников ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" за помощь в спасении людей во время бурана. Об этом сообщают сегодня в службе по связям с общественностью и СМИ ГТЕ

25.12.2015
Сделано в России. Вездеходы.

Репортаж телеканала РБК о нашей компании

20.10.2015
Вездеход, способный идти по тонкому льду, получат спасатели Колымы.

Новейшее шестиколесное вездеходное транспортное средство "Трэкол", оказывающий давление на поверхность меньше, чем человек, способен преодолевать болота, сугробы и бездорожье

01.10.2015
Лучший кадр сентября

Конкурс в ЖЖ на лучшую фотографию месяца

01.10.2015
ТРЭКОЛ на Чукотке

Серия снимков известного блогера-путешественника Сергея Доля

28.09.2015
НАСТОЯЩАЯ МАШИНА ДЛЯ НАСТОЯЩЕГО БЕЗДОРОЖЬЯ

Колесная формула 6×6, легкий вес и шины сверхнизкого давления обеспечивают потрясающую проходимость в самых сложных условиях.

06.05.2015
Вологодским дорогам — по ЛЕСНИКу!

ТРЭКОЛ является официальным дистрибьютором марки вездехода "ЛЕСНИК"

16.04.2015
ТРЭКОЛ. ПОЕХАЛИ. АВТО24

Видео-обзор на канале АВТО24

10.04.2015
ТРЭКОЛ в эфире Сегодня на НТВ

Военные испытания техники в Арктике.

24.12.2014
ТРЭКОЛ на Звезде

Репортаж о проведении испытаний снегоболотоходов телеканал Звезда

21.11.2014
Вездеход ТРЭКОЛ. Произведено в России

Обзорный репортаж о технике ТРЭКОЛ на канале АВТО

04.07.2014
«ТРЭКОЛ» В «FORBES»

Вездеходы «ТРЭКОЛ» на первом месте в списке «Forbes»

23.02.2014
Der kommt überall durch!

Ein im Westen nahezu unbekannter Hersteller baut beinharte Spezialfahrzeuge für Sumpf und Schnee. Festfahren ist fast unmöglich, selbst schwimmen kann der Trekol.

19.07.2013
ТРЭКОЛ в TOP GEAR Russia

видео-обзор и испытания в городе

30.06.2013
ТРЭКОЛ на канале Москва24

Обзорный репортаж о вездеходе на телеканале Москва 24

01.03.2012
ТРЭКОЛ в программе

Сюжет программы "Главная дорога" о средствах передвижения в Валаамском монастыре и о вездеходах "Трэкол"

29.02.2012
ТРЭКОЛ на РИА-Новости

Сюжет от телеканала РИА-Новости

29.02.2012
Программа

Рассказ об участниках выставки "Вездеход - 2012", в частности о компании "Трэкол"

01.02.2012
ВЕЗДЕХОДЫ «ТРЭКОЛ» НА СЛУЖБЕ МЧС КАЗАХСТАНА

Вездеходы фирмы Трэкол прошли боевое крещение во время спасательной операции вблизи г. Кульсары Жылойского района республики Казахстан.

04.03.2010
Охотничий и рыболовный журнал «Сафари» №3 за 2010 год

Читателям нашего журнала нет необходимости представлять компанию и одноименный внедорожник «ТРЭКОЛ». У кого-то он уже имеется в гараже, кто-то на нем не раз успел покататься, а кто-то просто видел эти странноватые благодаря несоразмерно большим колесам машины с кабинами от «УАЗа», «Нивы» или джипа иностранного производства.

06.04.2006
Журнал Сафари № 2(25) 2004 год

Кто из охот­ников и ры­боловов, сгиба­ясь в пути под тя­жестью рюкзака или «упершись» на внедорож­нике в доступные ему пределы проходимости, хотя бы раз не меч­тал о транспорте по-настоящему вез­деходном и внесезонном?

Заказать звонок

Спасибо за ваш заказ!

В ближайшее время наши менеджеры
свяжутся с вами

Спасибо за отзыв!

Ваш отзыв отправлен на модерацию.

Спасибо!

Ваше сообщение отправлено.